«Союз-11» (11Ф615А8; 7К-Т№32)

Старт: 6 июня 1971 г. в 07:55:09 ДМВ;

Космодром: Байконур стартовая площадка №1;

Длительность полета: 23 сут 18 час 21 мин 43 сек;

Посадка: 30 июня 1971 г. в 02:16:52 ДМВ, в 202 км восточнее г.Джезказган;

Экипаж: командир - Г.Т.Добровольский, бортинженер - В.Н.Волков, инженер-испытатель - В.И.Пацаев

Цели и особенности полета: Первый экипаж орбитальной станции ДОС «Салют». Космонавты погибли при возвращении из-за разгерметизации СА корабля.

 

 

7 мая 1971 г. состоялся Совет главных / конструкторов, на котором был проведен разбор полета «Союза-10». К этому времени уже было точно установлено, что при стыковке произошла поломка стыковочного агрегата корабля. Было решено до 18 мая провести доработку стыковочного узла на корабле 7К-Т №32, который находился на космодроме Байконур. Несмотря на неудачу экипажа «Союза-10», В.П.Мишин предложил выполнить первоначальный план полетов на ДОС «Салют» и отправить на станцию еще две экспедиции. Второй экипаж должен был лететь на корабле «Союз-11» (7К-Т №32) в начале июня 1971 г., а еще один - на «Союзе-12» (7К-Т №33) в середине июля 1971 г.

По результатам разбора полета была проведена доработка корабля 7К-Т, и в первую очередь стыковочного агрегата (выравнивающие рычаги были усилены в два раза). Кроме того, на пульт командира была вынесена кнопка управления двигателями ДПО, а в бытовом отсеке установили штурвал для ручного стягивания корабля со станцией. Выполнив доработку корабля 7К-Т, Госкомиссия приняла решение продолжить эксплуатацию ДОС «Салют», отправив к ней следующий экипаж.

6 июня 1971 г. в 07:55:09 ДМВ «Союз-11» стартовал в космос и отправился вдогонку за орбитальной станцией «Салют». После двух коррекций орбиты корабль сблизился со станцией до расстояния 7 км. Экипаж включил «Иглу» - и 7 июня в 10:45 ДМВ «Союз-11» состыковался с «Салютом». Стягивание космических аппаратов и проверка герметичности стыка заняли целых четыре часа. Все было нормально, и космонавты перешли в станцию. Добровольский, Волков и Пацаев стали первым экипажем первой в мире орбитальной станции «Салют».

Космонавты работали на станции 24 суток, они почти полностью выполнил программу экспериментов.

29 июня космонавты заняли свои места в спускаемом аппарате корабля и закрыли за собой люк, но транспарант «люк открыт» продолжал гореть. Экипаж заволновался, а Волков почти закричал: «Люк негерметичен, что делать? Что делать?!» А.Елисеев, находившийся на связи, спокойно проинструктировал: «Не волнуйтесь. Снова откройте люк, выберите штурвал влево до отказа, закройте люк и поверните штурвал вправо на 6.5 оборотов». Добровольский с Волковым выполнили указание ЦУПа, но транспарант не погас. Они повторили эту операцию - транспарант продолжал гореть! Экипаж стал нервничать еще больше: негерметичный люк СА - это явная смерть, ведь скафандров у экипажа не было.

Тем временем в ЦУПе лихорадочно пытались решить проблему с люком. Было выдвинуто предположение, что барахлит контакт датчика на обрезе люка. Об этом сообщили экипажу. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк - транспарант наконец-то погас. Все обрадовались, потому что за полчаса возни с люком нервы у всех напряглись до предела. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Все оказалось в норме.

29 июня в 21:25:15 ДМВ «Союз-11» отстыковался от «Салюта». По просьбе Земли Добровольский подвел корабль к станции, а Пацаев ее сфотографировал.

30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включен на торможение, и корабельный НИП в Атлантике подтвердил, что он отработал заданное время. В 01:47:28 ДМВ должно было произойти разделение отсеков корабля. В ЦУПе с нетерпением ждали докладов с борта «Союза-11», но связи с экипажем не было... В 01:54 спускающийся СА был обнаружен средствами ПВО на удалении 2200 км от расчетного места посадки, и далее его уже не выпускали из виду. В 02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют СА, вскоре его засекли с встречающих вертолетов. Корабль снижался в заданном районе, но экипаж по-прежнему молчал. В 02:16:52 ДМВ сработали двигатели мягкой посадки - СА приземлился.

Почти одновременно неподалеку от него сел вертолет поисковой службы. К СА подбежали поисковики и всего через минуту открыли люк - космонавты не подавали признаков жизни... Врачи пытались тут же, на месте, реанимировать их, но было уже поздно. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата. Полет «Союза-11» закончился трагедией.

При осмотре СА выяснилось, что в кабине выключены все передатчики и приемники. Плечевые ремни у всех троих были отстегнуты, а ремни Г.Добровольского перепутаны и застегнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в СА. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика М.В.Келдыша. Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» (своего рода «черный ящик») показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт.ст. - практически до нуля. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате СА разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.

Хостинг от uCoz